«Лица», Июнь 2005
Текст: Елена Цыганкова
Фотографии: Арсен Меметов
Их профессия объединяет три времени: прошлое, настоящее и будущее. Они не просто заглядывают в историю, они бережно касаются ее — искренне любя и восхищаясь. Они видят лучшее, что сохранило нам время. И делают все, чтобы сберечь это для нас и тех, кто после. Это их улыбка в будущее. Попытка заглянуть в вечность. Небезуспешная.
3 ВОПРОСА РЕСТАВРАТОРУ:
- Как и почему вы стали реставратором?
- Кому противопоказано заниматься этой профессией?
- «Золотое правило» реставратора
АМИРАН ОГАНЕЗОВ
мастер-эксперт Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки
• Я преподавал в музыкальной школе по классу скрипки. Дети тогда играли на плохих скрипках фабрики «Лира», и я старался их как-то улучшить. А потом, когда закончил преподавать, начал делать скрипки сам и реставрировать старинные инструменты. Всем премудростям учился по книгам — у нас, к сожалению, нет такой школы.
МАРИЯ ЯШИНА
реставратор III категории станковой масляной живописи Межобластного научно-реставрационного художественного управления
• Наверное, потому, что, когда видела в музеях плохо отреставрированные картины, всегда думала, как бы их сделать получше. Поэтому окончила факультет реставрации Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а потом и ее аспирантуру.
• Равнодушным и неумным людям. Как говорил мой учитель, реставратор — это прежде всего голова: сначала надо думать, а потом — делать.
• Не навреди. Реставратор должен быть и художником, и химиком, и искусствоведом, и положительным человеком.
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ
художник-реставратор по керамике высшей категории Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
• Это философский вопрос. Меня всегда тянуло к красивым людям. Я нашел их в музее-усадьбе «Архангельское». И мне даже не важно было, кем быть рядом с ними. Хотел заниматься монументальной росписью, восстановлением храмов. Но волею случая стал реставратором по керамике.
• Тем, у кого нет терпения, усидчивости и желания учиться этому всю жизнь.
• Не навреди.
НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА
заведующая отделом реставрации средневековых пергаментных рукописей Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Грабаря
• Я закончила художественно-промышленное училище. По рекомендации брата-реставратора устроилась на работу и впервые узнала том, что есть такая профессия — реставратор пергаментных рукописей. А когда меня пригласили реставрировать уникальнейшую рукопись конца XIV — начала XV веков «Евангелие Хитрово», в которой одна из миниатюр принадлежит кисти Андрея Рублева, я поняла, что эта работа — моя судьба.
• Тем, кто ставит себя выше памятников, которые они реставрируют. Именно эти люди уничтожают целые пласты истории. Сохранять нужно автора, а не представление о нем.
• Лучшее — враг хорошего. Не надо делать лучше, чем было. Нужно делать честно.
ВСЕВОЛОД ПОЛТАВЦЕВ
ведущий мастер-реставратор Московского музея мебели
• Всегда хотел научиться рисовать. Но в школе был выгнан за «безрукость» из кружка «Умелые руки». Поэтому поступил в художественно-техническое училище, получил специальность мастера по изготовлению художественной мебели. Никогда не думал, что буду заниматься этим всерьез. Но затянуло, потому что попал в замечательный коллектив реставрационной фирмы «Смирвальд» — команду профессионалов высочайшего класса. Это меня купило на всю жизнь. Уже 17 лет практики.
• Дилетантам. Почему-то они активно пытаются реставрировать мебель, и последствия их действий необратимы — убитые предметы старины.
• Это девиз «Смирвальда» — сохранить и приумножить.