«Интерьер+Дизайн», №01(84)/2004
01.2004
Рассказывает художник реставратор Всеволод Полтавцев.
В советское время считалось, что мастера, работающие с деревом, делятся на три категории. Место мастера в иерархии определялось тем, с какими породами дерева он работает. Были мастера-белодеревщики. Они работали с «белыми» породами дерева: сосной, елкой, березой. Были мастера-краснодеревщики, работавшие с ценной древесиной. Были ещё так называемые чернодеревщики. Интересно, что к нам термин «чернодеревщик» завезли из Европы в петровские времена. Там эти мастера назывались сложным словом «эбенист», от названия дорогого чёрного дерева эбен. В Европе XVII века главным чернодеревщиком был известный мастер Андре-Шарль Буль.
Он довольно успешно и с большим чувством делал свою черную мебель, инкрустируя ее вставками из латуни, олова, серебра и черепахового панциря. В петровской России «советского» деления на категории не существовало: были только мастера мебельного дела и их ученики-подмастерья. Предполагаю, что обязанности краснодеревщиков выполняли кабинетных дел мастера.
Сейчас градация другая. Выделяют строительных столяров, мебельных столяров (те же краснодеревщики) и столяров-станочников. Слово «збенист», к сожалению. больше не используется.