«Бизнес для Всех» №11(436)
Андрей ФИЛАТОВ
23.03.2004
У мастеров, профессионально занимающихся реставрацией мебели, есть такое профессиональное понятие как «фуфель». Это вовсе не синоним народного слова «фуфло».
«Фуфель» или «фуфлить» на профессиональном жаргоне обозначает изготовление новой мебели по старым образцам и придание таким предметам «исторического» вида. Чем качественнее изготовлен «фуфель», тем большую ценность он представляет. Кстати, значительная часть мебели, находящаяся в интерьерах наших музеев, — это подделки. Но изготовлены они столь умело, что отличить их от подлинника очень сложно.
Понятно, что процесс реставрации мебели — дело очень тонкое, требующее не только большого умения, но и хорошего художественного вкуса. Фирмы, где работают настоящие мастера-реставраторы, в Москве можно по пальцам пересчитать. И одной из лучших реставрационных мастерских по праву можно назвать фирму «Смирвальд». Наглядным примером успешной работы этой фирмы служит хотя бы то, что именно специалисты «Смирвальда» занимались реставрацией интерьеров и мебели знаменитой московской гостиницы «Националь». Уникальность этого заказа состояла прежде всего в том, что практически все предметы интерьера и мебели этой гостиницы являются подлинными, изготовленными в конце XIX века. Реставрация такой мебели была подлинным профессиональным экзаменом для мастеров фирмы и длилась в общей сложности около трех лет.
Основатель и бессменный руководитель «Смирвальда» Валентин Смирнов — потомственный реставратор. Реставрацией мебели занимались его дед, отец и брат. С мебелью связана и профессиональная деятельность трех его сыновей. Собственно, и само название «Смирвальд» расшифровывается как «Смирнов Валентин и дети». В конце 80-х годов ему удалось объединить в кооператив лучших мастеров-реставраторов, с этого и началась успешная производственно-коммерческая деятельность фирмы.
Для Валентина Смирнова старая мебель — это не просто неодушевленный деревянный предмет. Это подлинное произведение искусства, такое же, как живопись, музыка или архитектура. До 1926 года в Москве даже существовал Музей мебели, где в 36 залах показывались лучшие образцы мебельного искусства, сделанные в России в XVII-XIX веках. К сожалению, музей закрыли. Историческую несправедливость решил исправить Валентин Смирнов и его товарищи. На средства «Смирвальда» в середине 90-х годов снова открыли Музей мебели, где собраны лучшие, сохранившиеся на сегодняшний момент образцы русской усадебной мебели. Уникальность каждого сохранившегося предмета интерьера обусловлена прежде всего тем, что в то время отсутствовало понятие «конвейерное производство». В основном вся мебель делалась исключительно крепостными мастерами, при этом учитывались вкусы и пожелания хозяев, соответственно каждый предмет был по-своему неповторим.
Есть и еще одно важное направление работы «Смирвальда». Это обучение и подготовка за счет фирмы нового поколения специалистов-реставраторов. В этом году фирма примет на обучение около 20 новых учеников, в основном выпускников специализированных лицеев. Чтобы стать настоящим мастером-реставратором, нужно учиться примерно 7–10 лет, считает Валентин Смирнов. Но и столь долгая подготовка отнюдь не является гарантией успеха. Только 2–3 человека из курса становятся действительно профессионалами-реставраторами.
Ведущий мастер-реставратор «Смирвальда» Всеволод Полтавцев считает, что условно реставраторов можно разделить на две категории. Это «музейщики» и «коммерсанты». Первые сильны в теории, вторые в практике. Что лучше для профессии реставратора-мебельщика, Всеволод не комментирует. Сам он работает в этой фирме со дня основания и невозможно подсчитать количество мебели и предметов интерьера, которые довелось ему реставрировать. Самая старая по времени вещь, которую он реанимировал, — это перекидная скамья середины XVII века из музея «Коломенское». Всеволод говорит, что на реставрацию одного кресла или стола уходит порой несколько месяцев кропотливой работы. Бывает, что привозят мебель в таком состоянии, что иначе как «дрова» назвать ее невозможно. Многие фрагменты приходится восстанавливать заново, подбирая древесину, по сорту и фактуре соответствующую той, из которой был изготовлен каждый конкретный предмет. Кстати, в России самой модной и популярной считается древесина карельской березы.
Конечно, реставрация мебели обходится клиенту в достаточно серьезные суммы. Но дело стоит того, если это касается, действительно, антикварной мебели. К сожалению, значительную часть заказов в мастерской составляет т.н. «новодел». Это мебель «под старину», активно ввозимая в Россию из Италии и Испании. Стоит такая мебель не дешевле настоящего антиквариата, а делается порой из неизвестно каких материалов. Хорошо, если это ДСП, облицованное хорошим шпоном. Но мне в мастерской показали детали мебельной отделки, изготовленные из обычной прессованной бумаги, обильно пропитанной мебельным лаком. Служит подобный «антиквариат» не более 1–1,5 лет, а затем наступает «день реставратора». Всеволод Полтавцев рекомендует, если у вас есть желание приобрести хорошую мебель: не скупитесь и при покупке пригласите хорошего специалиста.